Накануне Ночи музеев в культурно-просветительском центре «Царский» библиотекой «Державная» совместно с Екатеринбургским театральным институтом и Свердловской областной библиотекой им. В.Г. Белинского оформлена книжная выставка ««Театр уж полон, ложи блещут!»
«Ни в одной стране театр не играл такой роли, как в России. Если для «тишайшего царя» [Алексея Михайловича] театральные представления были только придворной забавой,.. то для его сына, [Петра Первого], великого Преобразователя, они уже сделались могучим средством проведения европейского просвещения в некультурную русскую среду».
В течение двух с половиной столетий Царствующий Дом Романовых сохранял за собой роль наиболее высокого и щедрого мецената русской сцены. В структуре Министерства Императорского двора было создано специальное подразделение – Дирекция императорских театров.
Два петербургских театра получили имена императриц – Александры Федоровны и Марии Александровны, превратившись в императорские Александринский и Мариинский театры.
Издания тех лет свидетельствуют о том, какое место театр занимал в жизни представителей династии Романовых.
Двоюродный дядя Николая II, великий князь Константин Константинович Романов, поэт, драматург, переводчик (поэтический псевдоним К. Р.) создавал театральные постановки и играл в собственных пьесах на сценах дворцовых театров. На выставке вы увидите альбом, посвященный постановке шекспировского «Гамлета» (которого, кстати, он сам перевел на русский язык) на сцене Императорского Эрмитажного театра 17 февраля 1900 года.
Одним из любимых домашних развлечений в царских семьях были постановки любительских спектаклей. В фотографиях альбома «Венценосная семья», представленного на выставке, запечатлены сцены из спектаклей «Евгений Онегин» и «Гамлет» с участием Великой княгини Елизаветы Феодоровны и юного Цесаревича Николая Александровича.
Привлекает внимание фото: «Появление их Величеств [императора Николая II и Александры Феодоровны] на балконе театра Большой Оперы. 24 сентября (6 октября)». Оно размещено в еженедельнике «Всемирная иллюстрация», который во второй половине 19-го столетия был одним из самых популярных российских иллюстрированных изданий.
Благодарим коллег, отдел редкой книги Областной научной библиотеки им. В. Г. Белинского, за возможность познакомить наших читателей с уникальными изданиями. «Ежегодники Императорских театров» — в них публиковались сведения о театральном репертуаре обеих столиц начиная с сезона 1890/91 года, списки артистов всех трупп, статьи по истории театра, сценической жизни пьес и т. д.
История театров Москвы оживает в книгах Погожева В. П. «Столетие организации императорских московских театров» (Санкт-Петербург : Изд. Дирекции Император. театров, 1908), «Московский Большой театр. 1825-1925» (Москва, 1925).
«Обозрение провинциальных театров» опубликовано в одном из номеров журнала «Артист» за 1891 год. В нем упоминается и наш город.
А листая страницы журнала «Театр и искусство» за 1913 год, мы наткнулись на любопытное объявление : «Новый городской театр в городе Екатеринбурге Пермской губернии сдается на весну и лето до 10 сентября 1913 года для спектаклей, концертов и пр. на % со сбора или за определенную плату, по соглашению…»
Гордостью библиотеки «Державная» является «Пушкинская коллекция Г. И. Щекутова», которая представлена на выставке дореволюционными изданиями либретто к операм «Евгений Онегин», «Пиковая дама». Особо хочется отметить иллюстрированное издание «Руслана и Людмилы» А. С. Пушкина, удостоенное в 1891 году премии журнала «Будильник». Его «изюминкой» являются 8 фототипий со сценами из оперы знаменитого петербургского придворного художника-фотографа Рихарда Юльевича Тиле.
Своеобразный «аромат» выставке придают театральные костюмы и аксессуары – тоненькая лайковая дамская перчатка, веер, театральный бинокль и другие экспонаты Музея святой Царской Семьи и Екатеринбургского театрального института.
Приглашаем познакомиться с новой выставкой и стать читателями библиотеки «Державная».
Leave a comment
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.